Памятка по профилактике суицидального поведения подростков
Памятка по профилактике суицидального поведения подростков |
Когда мы теряем ребёнка из-за болезни Суицид - умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Суицидальное поведение - это проявление суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Одно из форм девиантного поведения при острых аффективных реакциях.
Причины подростковых самоубийств: Проблемы и конфликты в семье. Насилие в семье. Несчастная любовь. Подражание кумирам или из чувства коллективизма. Потеря родственников и близких. Что можно сделать для того, чтобы помочь подростку: Подберите ключи к разгадке суицида; Примите суицидента как личность; Установите заботливые взаимоотношения; Не спорьте; Будьте внимательным слушателем; Задавайте вопросы; Не предлагайте неоправданных утешений; Предложите конструктивные подходы; Вселяйте надежду; Оцените степень риска самоубийства; Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска; Обратитесь за помощью к специалистам; Важность сохранения заботы и поддержки. Признаки, предупреждающие о возможности суицида: перемены в поведении - уединение, рискованное поведение; проблемы в учёбе - падение успеваемости, эмоциональные взрывы, засыпание на уроках; признаки депрессии - перемены в питании и времени сна, беспокойство, безнадежность; чувства вины, потеря интереса; устные заявления - «Я желаю быть мёртвым», «Оставь меня в покое»; темы о смерти - накопительный интерес к данной тематике, усиленное внимание к оккультизму, тяжёлому металлу в музыке; вызывающая одежда; предыдущая суицидальная попытка; подростки практически не умеют (и не способны) справляться с трудностями; сексуальное или физическое злоупотребление; употребление, а в последствие, и злоупотребление алкоголем; неожиданная беременность; наличие среди знакомых тех, кто ранее практиковал суицид. Типичные ошибки и заблуждения, бытующие среди взрослых, которые затрудняют профилактику самоубийств. Заблуждение1. Самоубийства совершаются в основном психически ненормальными людьми. Заблуждение 2. Самоубийства предупредить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает. Заблуждение 3. Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства. Заблуждение 4. Если загрузить человека работой, то ему некогда думать о самоубийстве. Заблуждение 5. Чужая душа - потемки. Предвидеть попытку самоубийства невозможно. Заблуждение 6. Существует некий тип людей, "склонных к самоубийству" Заблуждение 7. Не существует никаких признаков, которые указывали бы на то, что человек решился на самоубийство. Заблуждение 8. Решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки. Признаки готовящего самоубийства: Приведение своих дел в порядок - раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить всё в порядок. Делает последние приготовления. Прощание. Может принять форму благодарности различным людям за помощь в разное время. Внешняя удовлетворённость - прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике). Словесные указания или угрозы. Вспышки гнева у импульсивных подростков. Потеря близкого человека. Уход из дома. Бессонница. Самоубийство ребёнка часто бывает полной неожиданностью для родителей. Помните, дети решаются на это внезапно! |
Запрещено говорить - «Где уж мне тебя понять!»
Если Вы слышите - «Я совершил ужасный поступок»
Обязательно скажите - «Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»
Запрещено говорить - «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»
Если Вы слышите - «У меня никогда ничего не получается»
Обязательно скажите - «Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»
Запрещено говорить - «Не получается – значит, не старался!»
Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.
1.Внимательно выслушайте подростка. Прежде всего ему необходим кто-нибудь, кто готов его выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2.Оцените серьезность намерений и чувств ребенка.
3.Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Важно соблюдать следующие правила:
-будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
-будьте терпеливы;
-не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;
-не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;
-не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что...;
- делайте все от вас зависящее.
Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам. Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности. Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации.
Спасти ребенка от одиночества
можно только любовью!
Отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи Добрушского районного исполнительного комитета
Суицид – намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.
Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.
Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.
Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Вас должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.
Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:
-утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
-пренебрежение собственным видом, неряшливость;
-появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
-резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
-внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
-плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
-склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
-проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
-безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
-стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
-самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
-шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.
Что делать? Как помочь?
Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если он сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен.
Чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия.
Если Вы слышите- «Ненавижу всех…» Обязательно скажите-«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»
Запрещено говорить-«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»
Если Вы слышите- «Все безнадежно и бессмысленно»
Обязательно скажите-«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»
Запрещено говорить-«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»
Если Вы слышите-«Всем было бы лучше без меня!»
Обязательно скажите- «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»
Запрещено говорить-«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»
Если Вы слышите-«Вы не понимаете меня!»
Обязательно скажите «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»
Гук «Добрушская районная библиотека»
т.5-58-62