Новости проекта
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Правовая культура учащихся

Дата: 2 декабря 2016 в 07:49

Формирование правовой культуры учащихся

Езепова Т. И.,

кандидат исторических наук, доцент

Воспитание молодого человека никогда не было легким делом. Трудности же правового воспитания обусловлены тем, что показатели физической, психической и социальной зрелости у молодых людей различны. Доказано, что за последнее столетие созревание школьников в физиологическом отношении ускорилось, чего нельзя утверждать в отношении тенденции социального созревания. Образуется своеобразный разрыв между физической и социальной зрелостью. Ограниченность жизненного и правового опыта, склонность к подражанию, обостренное чувство самоутверждения часто мешают молодому человеку критически оценить ситуацию, особенно если она нетипична или складывается неожиданно. Почти 85% всех правонарушений совершаются подростками в группах, возникающих самопроизвольно на основании различных несущественных признаков. Почти 15% правонарушений подростки совершают в одиночку.

Цель правового воспитания – формирование правовой культуры школьников. Правовая культура человека – сложное психологическое явление, отражающее многие важные стороны жизни общества, государства.

Правовая культура состоит из трех взаимосвязанных частей:

1) правовые знания;

2) уважение к закону;

3) поведение в правовых ситуациях.

Без знания общих принципов права и содержания конкретных нормативных актов, без сведений о структуре и функциях органов государственной власти и управления, без информации о практике применения юридических норм и работе по укреплению правопорядка правовая культура школьника немыслима. Человек не может активно использовать и применять законодательство, если не знает своих прав и свобод, которые зафиксированы в нем. А значит, он не выполнит и те требования, которые предъявляет к нему государство как к гражданину.

Потребность школьников в расширении правовых знаний в настоящее время растет. Исследования, проведенные среди учащихся школ № 19 и № 56 г.Гомеля, показывают, что они хотят получать больше информации по уголовному праву (65%), по трудовому и административному (40%), хозяйственному праву (34%), семейному (15%).

Первая стадия правового обучения – школа. В общешкольной программе по идейно-патриотическому воспитанию необходимо предусмотреть раздел по правовому воспитанию. В школе ученик овладевает основами законодательства по правам ребенка, знакомится со своими правами и обязанностями. Закрепить эти знания необходимо в повседневной жизни, выработать у учащихся внутреннюю потребность уважительного отношения к закону, умение пользоваться этими знаниями и в соответствии с ними поступать в правовых ситуациях.

Необходимо использовать самые разнообразные формы внеклассной работы по формированию правовой  культуры школьников.

1. Создание уголка правовой информации, где указаны телефоны инспектора по делам несовершеннолетних, социального приюта, чтобы учащиеся знали, куда можно обратиться, если нарушены их права.

2. Сотрудничество семьи и школы. В семье ребенок получает первые практические навыки отношения к закону. Родители для ребенка являются примером. Поэтому очень важно установление отношений доверия и сотрудничества педколлектива и родителей, единство педагогических позиций родителей и учителей. Важной формой сотрудничества родителей и школы являются родительские собрания (можно использовать и опыт родителей), использовать педагогический опыт как одну из форм повышения правовой культуры родителей.

3. Сотрудничество с органами исполнительной власти, образования, милиции, комиссией и инспекцией по делам несовершеннолетних.

4. Проведение «Недели правовых знаний», в ходе которой предусмотрены беседы работников правоохранительных органов, военкоматов; беседы о правах и защите прав ребенка и др.

5. Организация деловой игры по «Закону о правах ребенка», викторины «Закон обо мне».

6. Проведение праздников, посвященных дню прав ребенка.

7. Решение правовых ситуаций, основанных на знании законодательства по правам ребенка, что способствует выработке навыков законопослушного поведения.

8. Привлечение трудных подростков к участию в трудовом семестре вместе со студентами в период летних каникул (один-два подростка в отряде).

Формирование правовой культуры учащихся не должно сводиться к организации правовых мероприятий, а должно быть систематическим и целенаправленным. 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.