УТВЕРЖДЕНО
Приказ директора ГУО «Круговец - Калининская средняя школа Добрушского района»
01.09.2021 № 231
Программа управления рисками
в ГУО «Круговец – Калининская средняя школа Добрушского района»
- Планирование управления рисками:
- разработка и реализации стратегии управления рисками;
- методы распределения рисков по времени, распределение рисков между участниками;
- методы локализации рисков;
- методы ухода от рисков;
- Идентификация рисков:
2.1. выявление рисков его причин и симптомов;
2.2. создание реестра рисков.
3. Качественный анализ рисков:
3.1. ранжирование: низкий, средний, высокий.
4. Количественный анализ рисков:
4.1. численный анализ воздействия рисков на цели мероприятий.
5. Планирование реагирования:
5.1. для средних и высоких рисков разработка вариантов действия для расширения благоприятных возможностей и снижения угроз.
6. Мониторинг рисков:
6.1. применение планов реагирования на риски; слежение за выявленными рисками, идентификация новых.
7. Возможные риски:
7.1. технические (ошибки функционала, информационная безопасность, некорректные данные в системе);
7.2. организационные (нестабильное финансирование, отсутствие оборудования, отсутствие лицензии, изменение сроков, загруженность персонала другой работой, смена состава);
7.3 управленческие (отказ от изменений, некорректная оценка преобразований, ошибки в планировании, саботирование изменений);
7.4. (изменение законодательства, изменение ситуации в стране).
8. Оценка риска:
8.1. идентификация рисков: что может произойти? Когда? Где? Как и почему?
8.2. анализ рисков: оценить эффективность существующих средств управления, определить вероятность, определить последствия; определить уровень рисков;
8.3. оценивание рисков: сравнить по критериям, определить и оценить варианты, принять решения, установить приоритеты.
ПРОЦЕДУРА
«Идентификация опасностей, оценка рисков и определение мер управления»
1. Учреждение образования установило, внедрило и выполняет следующие процедуры для постоянной (не реже 1 раза в год) идентификации опасностей, оценки рисков и определения необходимых мер управления:
- аттестация рабочих мест по условиям труда согласно Положению о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам. При этом неприемлемыми считаются риски, связанные с вредными и опасными условиями труда;
- процедура идентификации опасностей, не охваченных аттестацией рабочих мест по условиям труда, оценки связанных с ними рисков и определения необходимых мер управления ими (см. ниже).
2. Процедура идентификации опасностей и оценки рисков учитывает:
а) плановые (регулярные) и внеплановые (периодические и/или нерегулярные (монтаж/демонтаж, пуск/остановка, наладка/ремонт, уборка, др.)) виды деятельности;
б) деятельность всех лиц, имеющих доступ к рабочему месту (работающий, подрядчик, посетитель, др.);
в) поведение людей, их возможности и другие человеческие факторы;
г) опасности, источник которых не связан с рабочим местом, но которые способны отрицательно воздействовать на здоровье и безопасность лиц, находящихся на данном рабочем месте;
д) инфраструктуру, оборудование, материалы и другие объекты на рабочем месте, предоставленные как Организация, так и другими организациями;
е) изменения или предполагаемые изменения в Организация, ее деятельности, технологических процессах, оборудовании или материалах;
ж) изменение СУОТ, включая временные изменения, и их влияние на операции, процессы и деятельность;
з) любые применимые правовые обязательства, касающиеся оценки рисков и внедрения необходимых мер управления;
и) конструктивное исполнение установок, машин/оборудования и других объектов, организацию рабочих мест и участков, технологических процессов с учетом возможностей работников.
3. Методология процесса идентификации опасностей и оценки рисков:
а) определена с учетом области применения, характера и сроков для придания ей характера предупреждающего, а не реагирующего;
б) обеспечивает идентификацию, ранжирование, документальное оформление рисков и использование соответствующих мер управления.
4. Для управления изменениями определяются опасности и риски, связанные с изменениями в Организация (в организационной структуре, штатном расписании, документации, статистике травматизма и заболеваемости, др.) или ее видах деятельности до введения этих изменений.
5. Результаты оценки рисков принимаются во внимание при определении мер управления.
6. При определении мер управления или при рассмотрении изменений существующих мер управления учитывается следующая иерархия мер по сокращению рисков:
а) устранение;
б) замена;
в) технические меры;
г) предупреждение и/или административные меры управления;
д) средства индивидуальной защиты.
7. Организация документально оформляет и обновляет результаты идентификации опасностей, оценки рисков и установленных мер управления (см. форму «Карта опасностей и рисков»).
Организация КАРТА ОПАСНОСТЕЙ И РИСКОВ № __________ Структурное подразделение: __________________________________________________ Должность/профессия: _______________________________________________________ Деятельность: _______________________________________________________________ |
|||||||
№ п/п |
Опасность |
Существующие меры |
Т |
В |
Д |
Р |
Примечание |
РАЗРАБОТАЛ ________________________________ ___________ ______________________ «___»__________20___г. (должность) (подпись) (Фамилия И.О.) СОГЛАСОВАНО ________________________________ ___________ ______________________ «___»__________20___г. (должность) (подпись) (Фамилия И.О.) ОЗНАКОМЛЕНЫ: ________________________________ ___________ ______________________ «___»__________20___г. (должность/профессия) (подпись) (Фамилия И.О.) |
8. Риски и установленные меры управления ими были рассмотрены при разработке и внедрении СУОТ, а также рассматриваются при ее функционировании.
9. В процессах идентификации опасностей и оценки рисков участвуют руководитель структурного подразделения (разработчик), работник службы охраны труда (согласующий), а также работающие по соответствующим должностям/профессиям (ознакамливающиеся).
10. Работа по идентификации опасностей, оценке рисков и управлению ими включает следующие этапы:
а) выбор должности/профессии работающего в конкретном структурном подразделении и идентификация выполняемых им видов деятельности (работ). Для видов деятельности (работ), общих для работающих Организация и других заинтересованных сторон, оформляется отдельная Карта для Организация;
б) идентификация имеющихся опасностей, связанных с выполняемыми видами деятельности (работ) (с учетом ГОСТ 12.0.003).
При идентификации опасностей и оценке рисков анализируются:
- законодательные и другие требования по охране труда;
- информация по несчастным случаям и профессиональным заболеваниям в Организация;
- информация от работающих и других заинтересованных сторон (например, совещания по вопросам охраны труда, информация от подрядчиков);
- при наличии, информация о лучшей практике по охране труда, типичных опасностях, относящихся к Организация, о несчастных случаях и профессиональных заболеваниях, имевших место в подобных организациях (например, информационные письма, периодические издания);
- данные мониторинга (контроля);
- информация по видам деятельности (работ) и объектам Организация, включая технологическую и другую документацию, данные по опасным материалам (сырью, отходам, др.).
Каждый работающий Организации должен (любое другое лицо, находящееся на рабочем месте, – может) подать информацию о выявленной им опасности. В этом случае работающий или лицо, выявившее неидентифицированную опасность, сообщает об этом в службу охраны труда и/или руководителю структурного подразделения для осуществления последующей работы по оценке риска;
в) идентификация существующих мер от воздействия опасностей (документов по охране труда) по выбранным видам деятельности (работ). К мерам от воздействия опасности относятся:
- обеспечение компетентности в области охране труда (например, обучение, проверка знаний);
- проведение медицинских осмотров;
- использование аптечек первой медицинской помощи (после воздействия опасности);
- применение средств индивидуальной защиты, а также средств профилактики (например, смывающие и обезвреживающие средства, молоко и другие равноценные пищевые продукты);
- проверка сопротивления изоляции электрооборудования и заземляющих устройств;
- проведение ремонта, планово-профилактического обслуживания, освидетельствования, испытания, наладки, диагностики, экспертизы машин, механизмов, производственного оборудования, производственных объектов, транспортных средств, объектов санитарно-бытового назначения;
- применение противопожарных средств и инженерных средств защиты работников от воздействия опасности;
- отработка планов эвакуации;
- применение сигнальных цветов, знаков безопасности, специальной разметки, плакатов и надписей по охране труда;
- очистка вентиляционных установок и воздуховодов, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей;
- предоставление компенсаций по условиям труда;
- другие аналогичные меры;
г) анализ предполагаемого опасного события от возможного воздействия опасности с учетом выполнения существующих мер от этого воздействия (документов по охране труда) и оценка рисков, связанных с идентифицированными опасностями по формуле (при анализе рассматривается усредненный (если события имели место) или вероятный (если событий не было) исход от воздействия опасности):
Р = Т * В * Д ,
где: Р – риск;
Т – тяжесть вреда (см. Таблицу 1);
В – вероятность статистического проявления опасности (см. Таблицу 2);
Д – длительность воздействия опасности (см. Таблицу 3).
Таблица 1 – Тяжесть вреда Т
Балл |
Описание |
5 |
Групповой несчастный случай |
4 |
Несчастный случай со смертельным исходом |
3 |
Несчастный случай с тяжелым исходом. Заболевание с утратой трудоспособности более 30 календарных дней |
2 |
Несчастный случай без тяжелого исхода. Заболевание с утратой трудоспособности (2–30) календарных дней |
1 |
Микротравма. Заболевание с утратой трудоспособности до 1 календарного дня |
Таблица 2 – Вероятность статистического проявления опасности В
Балл |
Описание |
5 |
1 событие в 1 год |
4 |
1 событие в 2 года |
3 |
1 событие в 3 года |
2 |
1 событие в 4 года |
1 |
1 событие в 5 лет и реже либо отсутствие события |
Таблица 3 – Длительность воздействия опасности Д
Балл |
Описание |
5 |
От 80% рабочего времени |
4 |
От 60% до 80% рабочего времени |
3 |
От 40% до 60% рабочего времени |
2 |
От 20% до 40% рабочего времени |
1 |
До 20% рабочего времени |
д) разработка мер управления неприемлемыми рисками. Неприемлемый уровень рисков определяется приказом.
Меры управления неприемлемыми рисками делятся на три основных вида:
- относящиеся к объектам (например, модернизация/замена опасного оборудования, технологии, установка блокировочных и предохранительных устройств, улучшение состояния полов и рабочих поверхностей, перил и ограждений, электрическая защита оборудования);
- относящиеся к процедурам (например, новые методы безопасного проведения работ и эксплуатации объектов, включение вида деятельности в перечни работ с повышенной опасностью, разработка рабочих инструкций, технологических карт, процедуры реагирования в аварийных ситуациях, предотвращения несчастных случаев);
- относящиеся к людям (например, дополнительные обучение, стажировка, учебно-тренировочные занятия, повышение квалификации, усиление контроля выполнения работы).
Предлагаемые меры управления неприемлемыми рисками должны предварительно быть проанализированы на предмет наличия новых опасностей и связанных с ними рисков;
е) оценка рисков после выполнения мер управления неприемлемыми рисками.
11. Оригиналы карт опасностей и рисков хранятся в службе охраны труда, а руководителям структурных подразделений выдаются их рабочие экземпляры.
12. Неприемлемые риски, связанные с воздействием на охрану труда, управляются посредством установления (актуализации) программ/планов мероприятий.